Тезисы выступления на Форуме московского бизнеса и XVII Конференции Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей
Тезисы выступления на Форуме московского бизнеса и XVII Конференции Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей
1. Doing business меряет предпринимательский климат именно в столичном регионе – если в столице сложно заниматься бизнесом, то и в остальные регионы страны не стоит заходить. Так что московский регион является эталонным для потенциальных инвесторов.
Москва не входит в число лидеров по предпринимательскому климату, хотя привлекает максимальное количество инвестиций (в 2011 году на Москву приходилось 64 % иностранных инвестиций).
Правда, ситуация постепенно меняется - в ряде рейтингов Москве удалось улучшить свои позиции. Да и многие «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы активно реализуются именно в столице.
2. Остаются вопросы, главный из которых - нет базового понимания, какой должна стать Москва через 10 лет. Налицо тенденция вывода с территории города промышленных предприятий, регулярные жалобы малого бизнеса на нелучшие условия работы и высокие адмбарьеры (правда, нередко речь идет о последствиях решений на федеральном уровне), неопределенная ситуация с финансовым центром (проект реализуется давно, а серьезных результатов в конкурентной борьбе, например, за проведение IPO пока нет). Какой бизнес, какие инвесторы нужны Москве?
Если речь идет о том, что в Москве сохраняется и развивается промышленный кластер, то нужна система эффективных стимулов. Фактически речь должна идти о новой промышленной политике - что не очень эффективно на федеральном уровне, может сработать в регионе. Например, проект Основных направлений налоговой политики на 2014 и на период 2015 и 2016 годов не содержит реальных предложений федерального уровня по стимулированию инвестиционной активности компаний. А вот в части налога на имущества и величины арендной платы на региональном уровне сделать можно многое.
Если речь пойдет о стимулировании инноваций – вопросов не меньше. На сегодняшний день Москва является «патентным центром» России и занимает первое место по числу поданных патентных заявок и выданных патентов на интеллектуальную собственность. Здесь сосредоточено наибольшее по сравнению со всеми прочими субъектами федерации число национальных исследовательских университетов (НИУ). Есть Сколково, Зеленоград, наукограды Московской области.
Но проблем у инновационного бизнеса хватает – доступ к площадям, нехватка квалифицированных кадров, высокая фискальная нагрузка (далеко не все инновационные компании могут пользоваться льготой в части соцстраха).
Если приоритет – услуги, прежде всего создание финансового центра, то на федеральном уровне необходимо продолжать работу по стимулированию финансового сектора, а Москве в первую очередь заниматься качеством среды «обитания».
3. Именно региональный уровень является ключевым для предпринимательского климата. Негативный опыт в отдельном регионе часто переносится на всю страну, а столица во многих случаях является первым регионом.
Перечень ключевых барьеров для развития российского бизнеса, повышения его конкурентоспособности и создания и модернизации высокотехнологичных рабочих мест практически идентичен во всех опросах: недостаток квалифицированных кадров, высокий уровень фискальной нагрузки, нехватка финансовых ресурсов, высокие тарифы естественных монополий, нехватка доверия между государством и бизнесом, неразвитые институты, высокие административные барьеры и коррупция.
Нет определенности с тарифами обязательного социального страхования. Бизнес считает, что надо зафиксировать действующий вариант – 30 % в пределах установленного порога плюс 10 % с суммы превышения, у органов власти есть предложение фиксировать уровень только на трехлетнюю перспективу.
Не закреплено законодательно и решение по микробизнесу, который пока продолжает сниматься с регистрации и «уходить в тень». Даже наличие согласованного варианта и проекта закона ничего не означает – многие чиновники не оставили попыток доказать ненужность снижения нагрузки на самозанятых.
Кадры – серьезная проблема для России, но у Москвы есть специфика – высокая стоимость рабочей силы. Москва входит в первую пятерку регионов с наиболее высокой заработной платой. В такой ситуации непросто найти квалифицированных кадров, готовых работать не только «головой», но и «руками».
Есть и базовые проблемы делового климата в Москве:
транспортная проблема – к сожалению, только платными парковками и всевозможными ограничениями ее не решить;
развитие Новой Москвы, которая также должна позиционироваться не только с точки зрения переезда туда чиновников или активной реализации проектов жилищной застройки, но и как «экономическая территория» - какие виды бизнеса, каких инвесторов предполагается привлекать в первую очередь и ряд других вопросов.
4. При определении путей развития как раз и требуется участие предпринимательского сообщества. Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) является достаточно эффективной площадкой отстаивания интересов бизнес-сообщества.
Конфедерация активно работает в данной сфере на основе разработанной МКПП(р) Концепцией непрерывной подготовки квалифицированных рабочих кадров. Конфедерация принимает активное участие в организации и проведении ежегодного городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера».
Важным направлением является социальное партнерство. Действуют заключенные в декабре 2012 года Московское трехстороннее соглашение на 2013–2015 годы и Соглашение о минимальной заработной плате на 2013 год между Правительством Москвы, Московским объединением профсоюзов и Московским объединением работодателей.
Наши предложения:
1. Требуется повышать эффективность взаимодействия государства и бизнеса. Многое сделано для развития системы оценки регулирующего воздействия на федеральном уровне, теперь начат переход на региональный, а в перспективе – и муниципальный уровень формализованной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих бизнес.
Тем более, что Конфедерация ведет масштабную законотворческую деятельность на федеральном и региональном уровне, а у Правительства Москвы есть опыт проведения общественных обсуждений проектов нормативных правовых актов и стратегических документов, пусть и не всегда удачный.
2. Необходима более четкая городская политика в отношении инновационно-технологической и промышленной деятельности в Москве. Перспективным направлением представляется формирование и развитие в Москве территорий инновационного развития, сочетающих в себе инновационно-технологическую и промышленную инфраструктуру.
Стоит пересмотреть московские законы, регулирующие инновационную, промышленную и научно-техническую деятельность («Об инновационной деятельности в г. Москве»; «О промышленной деятельности в г. Москве», «Об основах научно-технической политики г. Москвы»).
Необходимо расширить инструменты поддержки российских компаний на зарубежных рынках, выработать механизм продвижения и защиты интересов российских предпринимателей в рамках членства России в ВТО. Россия уже с августа прошлого года является членом Всемирной торговой организации, но есть ощущение, что многие предприниматели и чиновники не только в отдаленных регионах, но и Москве, не понимают, что в связи с этим надо делать. Особенно в ситуации, когда часть внешнеэкономических функций ушла на наднациональный уровень, к Евразийской экономической комиссии.
3. Мы считаем, что говоря о 25 млн. созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест, в первую очередь необходимо выводить из оборота «плохие» рабочие места.
Это требует дополнительно стимулировать инвестиции бизнеса в профессиональное образование, включая выведение из-под налогообложения всех имущественных и денежных вложений работодателей в профессиональное образование и обучение. Это чуть менее важно для Москвы, чем для многих других регионов, но данную возможность развития профобразования необходимо использовать.
4. Налоговые льготы – это не ущерб для бюджета, а создание устойчивой налоговой базы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При этом необходима сбалансированность источников доходов и объема полномочий на всех уровнях бюджетной системы.
На федеральном уровне необходимо переходить к горизонтальным, универсальным стимулирующим мерам. Пример - возврат инвестльготы. Тогда можно будет минимизировать региональные и секторальные меры поддержки для бизнеса.
5. Острый вопрос – тарифы естественных монополий. Ситуация, когда не ясна стратегия государства в данной сфере, однозначно негативно влияет и на развитие промышленных компаний, и на самих естественных монополистов.
В любом случае целесообразно проведение консультаций по вопросам установления на федеральном уровне предельных уровней регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий с участием всех заинтересованных сторон.
Это лишь часть задач развития предпринимательского климата, которые необходимо решать. Есть и проблема избыточных административных барьеров, и недостаточной эффективности системы государственного контроля и надзора, и завышенных тарифов на обязательное страхование социальной ответственности владельцев опасных объектов. Но нет нерешаемых задач, если есть единая позиция бизнеса и власти.